Яищубилеты.РФ – Поиск дешёвых авиабилетов
5 систем бронирования, 45 агентств и 728 авиакомпаний. Именно поэтому мы предлагаем самые низкие цены на авиабилеты.

Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Виталий, 58 - 30 мая 2010 18:09

[COLOR=brown][SIZE=+1]Церковь не против земных радостей. Почему же тогда Православие с большей опаской относится к «чистому» наслаждению жизнью, которая есть дар Божий?

— Потому, что чистое наслаждение — грань между радостью, которая не противоречит Божественному устроению и спасению души, и нашим выбором страстей, которые являются для нас на определенном этапе удовольствием. Когда человек грешит, он испытывает удовольствие. Если бы в это время он не испытывал удовольствие, то он бы и не грешил. Тогда не было бы смысла в борьбе: ему грех был бы противен. Лишь будучи верующим, человек понимает: не от всех удовольствий получишь спасение и духовную радость.
Греховное удовольствие приводит к потери благодати. Поэтому не все земные радости, по крайней мере, не во всех количествах, не противоречат спасению.

— Если подумать, сейчас мы живем в современном Содоме и Гоморре: кругом разврат, извращения, причем все это явно, и даже не считается чем-то зазорным…

— В свое время много размышлял: а как бы я жил в монастыре? Но, уже имея пять детей, понимаю, что жить в семье, приобщать детей к духовной жизни, воспитывать их, давая им хорошее образование, — колоссальный ежедневный труд. И это своего рода послушание от Бога, потому что ты от своих детей, точно так же, как монах в монастыре, деться никуда не можешь. И постоянные проблемы, ошибки, искушения, которые происходят в семье, приводят к тому, что ты сам внутренне укрепляешься, пытаясь своих детей все-таки правильно воспитать. Стараешься подавать какой-то достойный пример, чтобы они, глядя на тебя, не искушались, а хотели быть такими же, как папа и мама.

— И потом материальная тоже есть сторона, потому что когда приходит куча счетов, которые нужно оплатить, судорожно начинаешь думать: где брать деньги? Здесь очень тяжело оставаться духовным человеком.

— Мне нравится выражение: нас воспитала спина работающего папы. Это очень важный момент. К сожалению, в последнее время весьма часто приходится слышать, что люди просто не работают и не хотят работать, ничего им не надо, живут на шее у своих престарелых родителей или еще как-то приспосабливаются. Поэтому считаю попечение, забота о семье приучают человека к ежедневной работе, к ответственности, как духовной, так и нравственной. Когда это получается, то приносит определенную радость.

— Себя надо настраивать на радость?

— Конечно. Радость — это чувство, которое помогает человеку быть с Богом. Например, уныние — это грех недоверия Богу, оно опустошает человека. Почему человек радуется? Потому, что он всегда с Богом! Православный знает, что если даже он ошибся, допустил какой-то промах, но искренне в этом покаялся, то Господь простит по Своей милости и любви. Он Отец, Он любит нас! Поэтому человек знает, чему радуется, и радость помогает ему благодушно претерпевать скорби. Человек веселый, жизнерадостный легче преодолевает какие-то препятствия, чем человек унывающий.

— Я имел в виду настраивать себя на радость через волевое усилие. Например, плохое настроение, проблемы какие то, а ты все равно стараешься улыбаться, не подавать вида.

— Думаю, буду прав, если скажу, что духовный человек не показывает своего внутреннего состояния, даже печального, болезненного. Много старцев в истории Церкви были болящими, тот же преподобный Амвросий Оптинский. Он под конец своей жизни был лежачим, но при этом и шутил, и подбадривал других. Его любви хватало на всех. Любовью своей он покрывал многих людей, приходивших к нему за духовной помощью…

Несмотря на то, что здоровье да и внутреннее твое состояние могут быть достаточно тяжелыми, такой подвиг приносит духовную радость. Это уже настоящая работа. Если человек обратился к тебе за помощью, а ты сам унываешь, то не сможешь его поддержать никогда. А если ближний видит твое радостное лицо, устремление твое к спасению, чувствует, что ты можешь поддержать каким-то образом, несмотря на то, что у тебя на душе, он переключается от своего скорбного состояния в радость. И ему становится легче.

— Протестанты постоянно улыбаются, они всегда стараются выглядеть веселыми и жизнерадостными. Как вы считаете, это чисто внешнее?

[/SIZE][/COLOR]
Добавить комментарий Комментарии: 6
Сильфида
Сильфида , лет2 июня 2010 15:44
Какие мудрые слова, заставляют задуматься,спасибо,прочитала с удовольствием.
Показать ответы (4)
Виталий
Виталий , 58 лет30 мая 2010 18:10
[SIZE=+1]
— У пятидесятников-неохаризматов есть такое понятие, как «бомбардировка любовью». В основном, это лишь внешнее. Но очень часто людям как раз этого и не хватает, им не хватает любви. И неохаризматы используют эту искусственную, то есть ненастоящую любовь, потому что это вменено в закон, у них порядок такой, внешнее правило. А человек, который исстрадался, измучился из-за проблем в семье и на работе, попадая в такую среду, зачастую покупается на то, что его любят. Это потом приходит осознание того, что любовь-то была странной, но первое время многим людям это очень помогает. Я считаю, что когда человек входит в православный храм, он должен видеть радостные лица, а не шипящие указующие персты, тыкающие в тебя. Любви, к сожалению, нашим людям тоже не хватает. Очень много болящих, грешных людей приходит в храм в поисках Бога. Ищут поддержки, спасения, понимания и любви, а получают тычки в спину: шапку не снял, не так перекрестился, не так повернулся, не через то плечо свечку подал, не на то место встал, — и это вместо того, чтобы получить утешение и поддержку. И они уходят от нас… Многие в течение долгих лет не могут повторно сделать этот шаг к храму и порой попадают в сети пятидесятников, «бомбардирующих любовью».

— Один православный публицист рассказывал: недавно стою в храме, был большой праздник. Я повернулся, оглянулся на лица людей — праздник, все должны радоваться — все угрюмые, смурные… У людей чувства праздника почему-то нет.

— Пришла ко мне одна женщина и говорит: по телевидению один батюшка не благословил пользоваться термоэтикетками и вообще какими-либо красителями пасхальных яиц… Понятно, что можно покрасить шелухой, какими-то естественными красителями, но лишать людей праздника не стоит. Нам так часто не хватает радости, как раз праздничной атмосферы.

— Человек и один может чувствовать тихое удовольствие, но веселие, которое он разделяет с ближними, неизмеримо слаще. Можно ли сказать, что удовольствие более эгоистично, по сравнению с радостью, так как им нельзя поделиться с другими?

— По поводу удовольствия, которым нельзя поделиться. У нас в храме, например, есть такая традиция: после пасхальной службы мы разговляемся все вместе. Хочу сказать, что яйцо, съеденное на кухне в одиночестве после службы, радости столько не принесет, сколько застольное соревнование — чье пасхальное яйцо крепче. То есть всем приходом и молиться легче, и радоваться легче. Мы друг друга заражаем этой радостью. Все — уставшие после службы, тем не менее, радости больше.

— У нас нет как бы правильного поведения за общим столом, у прихожан имею в виду, что темы разговоров светские. Духовные вопросы за трапезой не затрагиваются. Это не обязательно затрагивать?

— Считаю, что при храмах обязательно должны быть трапезные. Не случайно же на заре христианства существовали Агапы, трапезы любви. Знаю такие приходы, где люди собираются и со священником, и даже без священника, после службы. Они не только трапезничают, но у них идет беседа, и вопросы можно задать и священнику, или духовно-опытным людям и получить какие-то ответы. И когда один человек задает вопрос и получает ответ для себя, то люди, находящиеся рядом, не задавая вопросов, получают духовную пищу. И вообще, разделенная трапеза, праздник, проведенный вместе, всем приходом, дает радость. Я сам когда-то пережил такие минуты счастья. Мой путь ко Христу начался с того, что я был окружен людьми, которые вместе пытались понять, что такое духовная жизнь. Обращались с вопросами к священнику и я, находясь рядом с ними, стесняясь задавать эти вопросы, получал какие-то полезные советы, которые до сих пор мне помогают.

— Один священник написал: «Веселые души по природе склонны более к добродетели и человеколюбию, а недовольные… находят удовольствие в том, чтобы и других делать скучными… Чистое сердце, естественно, уже производит чувство веселое. Кто недоволен сам собой, тот убегает тихого удовольствия». В каком смысле православный христианин может быть доволен сам собой? Почему некоторые верующие не испытывают радости жизни?

— Православный христианин не может быть доволен в полной мере, например, своим духовным возрастанием. Если верующий сказал себе: я хороший, я достиг прекрасных результатов, то этот человек точно уже в прелести. Это как в искусстве: для художника смерть, если он считает, что достиг творческой вершины. Точно так же и у православного. Но радость испытывать человек может. Удалось, скажем, Великим постом обидеть на одного человека меньше — это радость; получилось съесть на один кусок меньше какой-то запрещенной еды — духовная радость; воздержались, например, от каких-то удовольствий, сегодня не посмотрели телевизор — всё, радость. Вот этот миллиметр, пройденный по пути к Богу, доставляет радость. И когда, преодолевая себя, ты не скатился вниз, а поднялся вверх, пускай, хотя бы на миллиметр выше, чем ты был вчера или 40 дней назад, это уже радость. Поскольку духовная жизнь для человека — это его внутреннее наполнение и все он делает ради Бога, то конечно, любые результаты в духовной жизни, помогающие спасти душу, приблизиться к Богу, дают человеку радость. Думаю, тихой радости убегать нельзя, тихой радостью нужно тихо радоваться (улыбается). Тихо радуется человек, когда приходит благодать.

[/SIZE]

Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.