Яищубилеты.РФ – Поиск дешёвых авиабилетов
5 систем бронирования, 45 агентств и 728 авиакомпаний. Именно поэтому мы предлагаем самые низкие цены на авиабилеты.

Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Maxsim, 71 - 25 августа 2007 14:26

Отредактировано:27.08.07 13:07
Прикоснуться к Небу (продолжение, "Невольник - не богомольник)

Монашество – это путь к Христу, нестяжание, отсутствие собственности, целомудрие. Своим трудом как видимым воплощением любви к Богу монахи создают подобие рая на земле. Но главное предназначение инока – это молитва. Молитва за ближних и дальних, за «ненавидящих и любящих», за весь мир, «лежащий во грехах». Именно этот труд и молитвы людей, очищенных в послушании, делают Валаам таким привлекательным для верующих и ищущих.
Все работы в монастыре, от лёгких до самых тяжёлых и грязных, почётны и радостны, потому что совершаются за святое послушание, во славу Божию. Этот труд хорошо совмещается с основной деятельностью монахов – богослужением.
Валаамский монастырь взял на себя заботу о жителях острова: здесь не делят людей на «своих» и «чужих», привлекают благотворителей для решения проблем. При монастыре создан православный культурно-просветительский центр «Свет Валаама», через него и осуществляется социальная помощь местному населению, в первую очередь – старикам и детям. Он взял на себя практически все заботы по бытовому и социальному обслуживанию населения, хотя это входит в обязанности государственных служб. Участвует Центр и в решении коммунальных проблем островитян.

Роскошь общения и искушения от лукавых
Размеренная жизнь на острове располагает к общению и самопознанию. Здесь есть возможность услышать самого себя и вслушаться в то, что говорит другой. До сих пор в памяти журчащий говор Саши, рассказывающего очередную «горбачёвскую» быль времен перестройки, или слова фотографа Максима, находящегося в вечном поиске неизведанного в пейзажах Валаама.
Иные православные верующие зачастую считают монастыри особым сказочным миром, населённым земными ангелами, где всё в высшей степени спасительно, а любое случайно оброненное слово является чуть ли не пророчеством. Андрей Кураев, считающий, что религиозность сегодня чрезвычайно примитивна, прав. Атеистов очень мало, христиан не так уж много, а больше всего разных «всеверов» и «универов» – как отражение самой массовой формы сознания.
Что я читал о монашестве до путешествия на Валаам? «Сказание о старце Зосиме» Ф.М. Достоевского и «Труды» Антония, митрополита Сурожского, замечательного богослова современности.
А ведь настоящее чудо, которого люди порой не замечают, – это преображение человеческой души. Человеку порой не хватает мужества стоять перед Богом, ведь это ответственность каждую секунду. Чем ближе к Богу, тем больше искушений. Потому и не удивительны искушения от лукавых духов на святом острове Валааме: юная особа, только что говорившая спокойно, вдруг начинает кричать на окружающих диким голосом, почтенные матери семейств в полночь забираются на крышу работного дома…

Вечная история
В мире всегда есть необходимость в непрестанной молитве. И эта молитва творится монахами. Эти люди не зря отказались от всего мирского и даже собственного имени. Они молятся за нас. Монах бросает вызов злу, он обращается с молитвами к Богу постоянно. Это смысл его жизни, от того и искушения. Там их великое множество: от чудовищ до блудниц. Потому что молитва монахов сильная.
Монашество - очень и очень особый путь, на который могут ступить лишь единицы и к которому (как к высокому идеалу благочестивой жизни) нельзя призывать всех подряд. А это нередко делается в религиозной литературе.
По мнению епископа Панкратия, игумена Валаамского монастыря, «В идеале монахи - те же миряне, решившие быть наиболее последовательными в исполнении заповедей Христа. Другое дело, что монах бежит от мира, а мир бежит за ним. Это вечная история».

В монастырь не уходят, а приходят
Подвижники Церкви говорят, что «в монастырь не уходят, а приходят». Разве нет духовной подмены в таком якобы благочестивом рассуждении: ну вот, с супружеством не получилось, значит, надо идти в монастырь? «Ha тебе, Боже, что мне негоже» – жизнь-то опостылела... Несложившаяся личная жизнь и разочарование - это не повод для ухода в монашество. Такое бегство не даст человеку полноты жизни.
Можно ли с таким устройством души обрести утешение внутри монастырской ограды? Нет, невольник не богомольник. Отречься от мира можно только из любви к Богу. Монашество - это путь избранных. Монахов всегда было немного.
Как полагает отец Александр по поводу того, где предпочтительнее спасаться - в монастыре или в семье, то в очах Божьих оба пути равно спасительны, конкретный же выбор зависит от духовного устроения каждого.

Плач о всей Вселенной
Это повествование будет неполным без рассказа Антония, митрополита Сурожского:
– Лет семьдесят тому назад на Валааме жил послушник Николай, старик, более пятидесяти лет проживший в здешнем монастыре и никогда не ставший монахом, не принявший пострига. Мой духовный отец, тогда только поступивший в монастырь, его как-то посетил и спросил у него: «Почему, живя монашеской жизнью, не имея ничего, кроме этой жизни, ты не принял пострига?..» И Николай со слезами ему ответил: «Я ещё не могу принять пострига, я не научился сострадательному плачу о всей Вселенной…» Это очень важно, потому что слишком легко нам думается, что монах - это человек, который уходит ото всего ради спасения собственной души…
Добавить комментарий Комментарии: 0

Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.