Яищубилеты.РФ – Поиск дешёвых авиабилетов
5 систем бронирования, 45 агентств и 728 авиакомпаний. Именно поэтому мы предлагаем самые низкие цены на авиабилеты.

Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Fros, 59 - 24 марта 2011 11:40

Отредактировано:24.03.11 11:45
Любите ли вы Вагнера?
Вот уже более двадцати лет в Израиле предпринимаются попытки исполнить произведения Рихарда Вагнера. Музыку Вагнера перестали играть в тогдашней Палестине еще в 1938 году. Было это после "хрустальной ночи"в Германии, когда создатель Палестинского филармонического оркестра,
знаменитый скрипач Бронислав Губерман, вернувшийся из Германии,заявил, что Вагнера играть не будет, объяснив, что Вагнер - это символ нацизма. Тот самый филармонический оркестр, который тогда отказался от Вагнера, вот уже более двух десятилетий пытается исполнить его. Это было в 1981 году, когда знаменитый Зубин Мета объявил о своём желании исполнить Вагнера, а израильская общественность ответила грандиозным скандалом.
Попытка была повторена 10 лет спустя израильским дирижёром Даниэлем Баренбоймом, реакция была такой же. В 2001 году Баренбойм всё же исполнил фрагмент из музыки Вагнера с Берлинским филармоническим оркестром на фестивале в Иерусалиме. Это не изменило отношения к
Вагнеру и его музыке. Вагнер в глазах израильтян остаётся символом нацистской Германии, и неисполнение его музыки в сознании многих израильтян стало нерукотворным памятником 6 миллионам евреев,погибших во время Холокоста.
Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей статью, написанную знаменитым дирижером Юрием Арановичем полтора десятка лет назад. Нам кажется необходимым и важным опубликовать этот текст именно сейчас, когда проблема межнациональных отношений в нашей стране стоит достаточно остро.

Похоже, что пушкинский Моцарт ошибался, утверждая, что "гений и злодейство несовместны". История воинствующего вагнеровского антисемитизма в очередной раз доказывает, насколько опасны идеи расовой ненависти и болезненной ксенофобии, когда исходят они не из уст полупьяного колбасника, а принадлежат представителям национальных творческих элит. "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется".
Увы, дано. Слова одного из величайших композиторов XIX века отозвались миллионами трупов и одной из страшнейших трагедий в мировой истории. Собственно, именно об этом и идет речь: об ответственности духовных лидеров наций перед историей и людьми. "Евреи - это черви, крысы,
трихины, глисты, которых нужно уничтожать, как чуму, до последнего микроба, потому что против них нет никакого средства, разве что ядовитые газы".
Р.Вагнер. Письмо к Козиме 1849 г.
В одном из израильских русскоязычных журналов я прочёл, что о Вагнере больше нигде не спорят, кроме Израиля. Передо мной книга Клауса Умбаха"Рихард Вагнер" (КлаусУмбах - один из самых серьёзных и глубоких исследователей творчества Вагнера), которая начинается словами:"Даже
через 100 лет после смерти Вагнера его физическая смерть вызывает большие дискуссии. Был
ли Вагнер вообще человеком? Был ли он музыкантом? Вёл ли он священную войну за свои религиозные и шовинистические убеждения или занимался только тем, что прекрасными звуками изображал прелесть искусства?"
Сама эта цитата говорит о том, что не только в Израиле и других странах, но и в самой Германии ещё не решен вопрос - кто такой Рихард Вагнер.Не решён настолько, что второй том дневников жены Вагнера, Козимы, не разрешили печатать по цензурным соображениям, ведь дневники
Козимы - это стенографическая запись её бесед со своим мужем. Мы много спорим о Вагнере. Спорим темпераментно, но я думаю, что не всегда знаем, о чем идет речь. Объяснений этому много. Прежде всего именно мы, выходцы из СССР, знаем о Вагнере меньше всех. В Советском Союзе Вагнер-человек был неизвестен абсолютно. Его антисемитская философия не упоминается ни в одном труде о Вагнере, а русский перевод его опер очень далек от оригинального текста. Я понял это только на Западе, близко познакомившись с оригинальными либретто опер Вагнера. Вначале приведу несколько цитат. В своей книге, одну изглав которой Вагнер называет "Ожидовевшее искусство", он пишет:
"Было бы глубочайшей ошибкой отделить Вагнера, мыслителя и философа,от Вагнера-композитора. Может быть, в других случаях это возможно, но в моём - нет". Вагнер не оставляет никаких сомнений в том, что он хочет сказать своей музыкой. В письме к Листу в 1848 году он приглашал его (как Вагнер сам пишет) "...Заниматься музыкальным терроризмом". И действительно, с полным основанием Вагнера можно назвать первым музыкальным террористом нашего времени. И точно так же, как,
например, Арафат и его рганизация заложили краеугольные камни терроризма интернационального, Вагнер является автором теории музыкального терроризма и вообще терроризма в искусстве.
Поэтому наше отношение к Вагнеру должно выражаться как отношение к идеологу определённого течения, определённой цели в музыкальном искусстве. И не только в музыке, но и в политике, общественной жизни.
Какова же была его основная цель? Её Вагнер выражает совершенно ясно в последней главе своей нашумевшей и не перестающей вызывать ожесточённые споры до наших дней книги, одна из глав которой называется "Окончательное решение еврейского вопроса" (кстати, он первый ввёл этот термин). Вагнер написал письмо в баварский парламент, в котором предлагал свой план уничтожения евреев. Ни один из музыкантов, и не только музыкантов, но и философов вообще никогда до Вагнера не выступал с программой уничтожения народа. Даже Ницше,
которого трудно заподозрить в симпатиях к евреям, написал ему письмо,где сказал, что за это предложение Вагнер достоин того,"чтобы он умер в тюрьме, а не в своей постели". В своём письме Вагнеру Ницше заявляет открыто: "Вы не человек, вы просто болезнь".
ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОМЕНТАХ
Добавить комментарий Комментарии: 12
Fros
Fros , 59 лет24 марта 2011 11:43
Вагнер заботился о том, чтобы его идеи были ясно поняты последующими поколениями. Например, на праздновании 68-летия, за год до смерти,Вагнер в ответной речи сказал: "Моя дирижёрская палочка ещё много раз будет показывать грядущим поколениям, на какой путь они должны стать". Каким же действительно был путь, на который направлял Вагнер последующие поколения? Первая и главная цель - освобождение человечества от евреев. Во-первых, потому что "евреи, как мухи и крысы: чем больше вы их уничтожаете, тем больше они плодятся. Не существует никакого средств, кроме тотального уничтожения. Еврейская раса родилась как враг человечества и всего человеческого.И особенно враг всего немецкого. И до того пока последний еврей не будет уничтожен, немецкое искусство не может спать спокойно". Эта идея была, как Вагнер сам говорит, "лейтмотивом моей жизни". Посмотрим, совпадают ли его слова,его ненависть к евреям с той музыкой, которую он пишет. Может быть, действительно это только слова, а музыка прекрасна? Вагнер на самом деле не является архитектором новой оперы. В жанре оперы он пользовался новыми приёмами,украденными, в частности, у Листа. Не будем переоценивать значение Вагнера в музыке. Он привёл жанр оперы в тупик и поэтому не имел последователей. Было, правда, несколько неудачных имитаторов, эпигонов, но, если мыговорим о музыке конца XIX и XX столетия, ни один композитор практически не пошел за Вагнером. Его открытия были сделаны на бесплодной почве. Принцип речитативного развития музыкальной ткани не нашёл никаких последователей, потому что был мёртв, потому что у Вагнера он был связан со словом и слово было носителем идеи, а идея была сама по себе античеловеческая. В этом - существо творческого банкротства Вагнера. Вагнер, разговаривая, вещал в очень возвышенно-мистических тонах."Слово - "самка", которая родилась, для того чтобы быть беременной, и слово беременно моей идеей". А идеи были самые ужасные. Попытаемся связать, например, музыкальными интонациями те слова, которые он вкладывает в уста Миме, персонажу из "Кольца нибелунга".Этот отвратительный карлик - олицетворение еврейства - по желанию Вагнера должен быть такимужасным, что даже петь обязан с еврейским акцентом. Я хотел бы отослать сторонников и любителей музыки Вагнера к этим страницам партитуры и потом спросить их, хотят ли они что-либо подобное слушать со сцены в Израиле. К сожалению, все эти тонкости практически не известны не только любителям музыки, но часто даже профессионалам-музыкантам. Зато защитникам Вагнера очень хорошо известно, например, о том, что первым дрижером оперы Вагнера"Парсифаль" был еврей Герман Леви, и это важный аргумент в устах защитников Вагнера. Но им нужно вспомнить или знать о том, как всё это происходило на самом деле. Герман Леви по контракту был придворным капельмейстером баварской Королевской капеллы. Оркестр этот не имел права выступать ни с кем другим, кроме Леви. Контракт не мог отменить даже Людвиг Второй,король Баварии. Однако в случае с "Парсифалем" и Германом Леви, между Рихардом Вагнером и баварским королем был составлен новый контракт. Тех, кто хочет убедиться в его существовании, мы можем направить в музей немецкого искусства в Мюнхене. Фотокопия этого документа,который очень неохотно дают посетителям, находится в музее Вагнера в Байрейте. А те, кому и то, и другое трудно или невозможно, могут найти подробное описание этого контракта в книге Клауса Умбаха"Рихард Вагнер". Контракт этот состоит из трёх пунктов. Первый: до того как Герман Леви начнёт первую репетицию, он должен креститься. Во втором пункте Вагнер оговаривает себе право никогда не разговаривать даже с крещёным Германом Леви непосредственно, а всегда только через третье лицо.Третий пункт: после первого исполнения "Парсифаля" Вагнер оговаривает себе право в присутствии баварского короля Людвига Второго сказать Герману Леви,что он, как еврей, имеет только одно право - умереть и как можно скорее. Под контрактом есть приписка, сделанная Вагнером баварским королем: "Контракт был выполнен во всех его пунктах". Можно попытаться обнаружить начало антисемитизма Вагнера. Он стал юдофобом после смерти его матери и последовавшей вскоре после этого смерти его первой жены Минны Планер, которая была еврейкой. В одном из своих писем в этот период Вагнер неожиданно пишет: "Я был на кладбище и посетил могилу моей любимой собаки" (собака лежала рядом с его женой, но Вагнер пишет только о посещении могилы любимой собаки). Именно в этот момент начинается вспышка зоологического антисемитизма, который не оставляет Вагнера до самой смерти. Однако вернёмся к "Парсифалю", который занимает в творчестве Вагнера особое место. Он называл эту оперу "завещанием для будущихпотомков".В предисловии к первому изданию "Парсифаля" Вагнер писал: "В моей опере "Парсифаль" я представляю идею фигуры Христа, которая очищена от еврейской крови". Для Вагнера "Парсифаль", как он сам называет, - это"избавление от Избавителя".Почему нужно избавиться от Христа? Вагнер пишет дальше: "Ведь в жилах Христа текла еврейская кровь".Отталкиваясь от этого, Вагнер пускается в долгие философствования о том, какая часть еврейской крови может дать право человеку считаться неевреем. И вот что он пишет в своем дневнике и что подтверждает также дневник Козимы Вагнер, его второй жены:"Сначала я пришёл к выводу, что одна шестнадцатая доля еврейской крови уже может освободить еврея от его реступления перед человечеством".
Показать ответы (11)

Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.